воскресенье, 1 июля 2012 г.

Ох, уж этот сазан!


Король царства рыбьего! С розовыми усами и желтым брюхом. Словно потемневшая кольчуга, чешуя на богатырском теле. Умен и сообразителен, хитер, как лисица, флегматик— на свободе, зверь — на крючке. И нет выше чести, нет большего счастья для рыболова, чем поймать эту сильную рыбу. Потому-то ловля сазана полна ювелирной тонкости, во многом зависит от личных качеств спортсмена, его выдержки, хладнокровия и умения в совершенстве владеть снастью. Потому ловля сазана является высшим мастерством ужения рыбы. Это страсть, искусство, удовольствие...
Среди речных долгожителей сазая занимает далеко не последнее место и, благодаря своей всеядности, быстрому увеличению привеса, в спортивном рыболовстве занимает «тяжеловесную» категорию, достигая двух-трех десятков килограммов.
Л. П. Сабанеев сообщает, что в реке Воронеж был пойман сазан-гигант: 4 пуда 10 фунтов. А «пудовые и полупудовые сазаны,— пишет далее автор,— встречаются у нас во многих больших и малых реках... и не составляют диковинки». Вообще Сабанеев частенько упоминает реку Воронеж, когда речь заходит о такой солидной рыбе, как сазан или сом. С большим увлечением читаешь эти страницы, написанные с огромным знанием дела.
Но мелеют реки, исчезают сазаны, й вместе с ними и са-занятники. На Дону, в станице Вешенской остался один специалист по ловле сазанов. Это М. А. Шолохов. И как говорит сам Михаил Александрович, сазана может поймать только усидчивый человек: портной, сапожник и... писатель.

Сейчас крупный сазан —редкость, но некоторым счастливчикам, хоть раз в сезон, да выпадает счастье побороться с этим могучим существом. Даже в послевоенные годы Дон и Воронеж еще славились сазаньими местами. На Дону это были Гремяченская прорва, Черный яр, брал сазан и под Чернышевой горой, на Воронеже — знаменитые ямы Аринкина и Голодная, Чернавский и Отроженские мосты, Обливы, Радчино.
В городской черте — под сваями Чернавского моста, наведенного саперами из бревен, под затонувшими железобетонными обломками взорванного, под плотами, которые всегда закрывали половину поверхности реки (сюда еще сплавляли лес),— водились огромные сазаны, пудовые сомы, лещи величиной с поднос, плотва и красноперка. А поверху гуляли косяки полуметровой чехони. Здесь и сидели воронежские саза-нятники —люди с сильными руками и крепкой выдержкой. Сидели день, два, три... неделю, вторую. Эти люди — фанатики: им не нужна другая рыба —подай только сазана! И когда это случалось, когда засеченный гигант гнул в дугу удилище, а леска в кровь резала руки и срывала с пальцев кожу, когда утлая лодчонка ходила ходуном, а под мостом разворачивалась напряженная борьба, деревянные перила на мосту превращались в трибуну для зрителей. и чем крупнее был сазан, тем продолжительнее шла борьба, тем больше собиралось зевак, и перила под их напором угрожающе трещали. . .
Но в конце концов укрощенный сазан попадал в огромный подсак, рыболов запихивал его в лодку — под «банку», садился на рыбу верхом, и сазан, лежа в воде, просочившейся через днище, жадно чмокал круглым ртом да беспомощно бил хвостом, разбрызгивая теплую воду.
Я тогда был мальчишкой. Сидя на бревенчатых «быках» (так мы называли ледорезы, предохраняющие мост от разрушения в половодье), я ловил жадную чехонь и, лопаясь от белой зависти, наблюдал за действиями счастливого сазанятника...
А начинать нужно с привады, на худой конец —с прикормки. Это одно из важных условий. Сазан обитает под речными крутоярами, в завалах и крепях, где рыболову, не имеющему лодку, невозможно иногда и присесть, а порой и некуда, снасть закинуть. Поэтому привада делается в более удобных местах, но непременно на проходных тропах сазана. Хорошо приваживать в тех местах, где на вечерних и утренних зорях, словно играя в волейбол, поочередно выпрыгивают и плюхаются в воду золотистые сазаны.
Для прикорма пригодны запаренные комбикорма, жмых, пшенная каша, вареный картофель, навозные и водяные черви: сазан, ка« поросенок, все поедает. Корм должен лежать на дне. В зависимости от силы течения он, замешивается с глиной, опускается в сетчатой кормушке или просто разбрасывается в намеченном месте ловли. Чтобы не привлечь мелкую рыбу, особенно плотву и калинку, корм лучше всего бросать ночью. Иногда делают «соску». В марлевый мешочек помещают пшенную кашу с распаренным жмыхом и опускают на дно. У сазанов отличное обоняние, они быстро находят приманку, сосут сквозь марлю, но насытиться не могут, и, возбудив аппетит, рыщут по дну, встречая насадку на крючке.
Приваду, как правило, делают в нескольких удобных местах н после поимки одного сазана меняют место ловли.
Лучшей насадкой считается пшенная каша. Существует много способов приготовления каш. Они достаточно описаны, и чтобы не повторяться, добавлю: чтобы каша не пригорала, парьте ее в «водяной бане», поставив снадобье в кастрюлю с кипящей водой. Сазанов ловят на молодой недоваренный картофель, его подбирают по величине крючка и рыбы, которую собираются ловить. Картофельная насадка тем и хороша, что на нее не позарится ни одна мелкая рыба. Далее следуют конопляный, подсолнечный жмыхи, катыш белого хлеба, тертое тесто, «пышка» специального приготовления; из животных наживок —черви: навозные, выползки, подлиствики, водяные (особенно результативны весной и осенью).
Лучшей снастью для ловли сазанов оказалась донка, или так называемый способ ловли «на глухую», где поклевка определяется по кончику удилища. Сазан очень осторожен, поэтому на поплавочные удочки бывает меньше поклевок: он видит вертикально висящую леску И отходит от приманки; а часть лески донной удочки всегда незаметна, она лежит на дне, теряется в иле и растениях.
«Хороший рыбак должен по клеву знать, что рыбу сазаном звать» — любимая поговорка сазанятников. Голодный сазан с ходу берет насадку, резко топит поплавок или гнет кончик донной удочки — «прижимает». И беда, если рыболовза-дремал или отвлекся, а удилище не закреплено... Но в основном сазанья поклевка чем-то напоминает поклевку линя: он пробует, нюхает, сосет, теребит насадку, бросает ее и снова берет в рот. Такая дегустация повторяется несколько раз, после чего следует решительная и энергичная потяжка. Вот тут-то и надо подсекать!
Удилище должно быть мощным, упруго-гибким, обязательно оснащено катушкой. Грузило подбирается по силе течения, и, если течение большое, то тяжелое грузило делают скользящим.
Крючки особые — сазаньи.  Они  повышенной прочности; каленые, кованые, поддев должен немного пружинить, жало— сверхострое, бородка—широкая, зацепистая. Размеры крюч-' ков подбираются соответственно насадке и предполагаемой рыбе, на которукьбудет вестись охота.
Главная, очень важная деталь сазаньей снасти —катушка большого диаметра, с хорошим, бесшумным тормозом. Ибо давно доказано: чем толще "леска, тем меньше сазанов. Подводный рыцарь ведет бесстрашные бои за освобождение, показывая примеры ловкости и отваги. Далеко не каждому спортсмену выпадало счастье сдержать рывки этой буйной рыбы. А тонкую леску засеченный сазан разделывает «в пух и прах». Вот здесь-то и сыграет свою роль катушка с леской диаметром 0,4—0,6 миллиметра, длина которой должна быть не меньше ста метров. Умело играя такой снастью, опытный рыболов вовремя может «парировать» мощные броски осатаневшей рыбы, а при ослаблении натиска быстро подмотает леску на барабан и так, утомив рыбину длительной борьбой, возьмет ее в подсак, который должен быть изготовлен из хорошего обода диаметром среднего бочонка и с глубокой мотней. Подсачивать сазана — не бабочек ловить. Сетку с ободом заблаговременно опускают в воду и заводят на уставшего сазана снизу, с хвоста, но ни в коем случае-—с головы. Завидев свою погибель, сазан собирает последние силы и зачастую добивается свободы. Завалив сазана в подсак, нужно немедленно подвернуть мотню вокруг обруча или рукояти, на которой он закреплен; и только так —волоком — тащить рыбу в лодку или на берег.
При вываживании сазана нужно быть предельно собранным, готовым ко всему. Передние лучи спинного и анального плавников ни дать, ни взять — лобзиковые пилки. Это грозное оружие против врагов, первыми из которых являются рыболовы. Попавший в беду сазан делает неожиданные финты, крутится на' одном месте, стараясь подхватить и пересечь своими лучами леску или распороть ячейки бредня...
В- 1964 году городское общество «Рыболов-спортсмен» для пополнения речных запасов рыбы приобрело на свои средства пять тысяч двухгодовалых гибридов карпа, скрещенного с амурским сазаном. Рыбу выпустили в Радчинском затоне, а для изучения миграций карпа-сазана совместно с научными работниками кафедры ВГУ две тысячи сазанчиков закольцевали. Через десять дней в университет поступили первые сообщения от рыболовов области. Часть рыбы, очевидно, скатилась вниз по Воронежу, вошла в Дон и пошла вниз по реке. Под Павловском был пойман первый закольцованный сазан, перекрывший за десять дней расстояние в триста километров. Второй попался на удочку под Липецком, поднявшись вверх по течению реки Воронеж. Так что сазаны, оказывается, еще и большие путешественники.
Зимой сазанов не, ловят: подобно сомам, они скатываются в ямы и стоят в оцепенении. Это одна из самых живучих рыб: сазан, посаженный на кукан (каждый отдельно и подальше от приваженного места), живет очень долго. Хорошо сохраняется в корзине с мокрой травой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий