Король царства рыбьего! С розовыми усами и желтым брюхом. Словно потемневшая кольчуга, чешуя на богатырском теле. Умен и сообразителен, хитер, как лисица, флегматик— на свободе, зверь — на крючке. И нет выше чести, нет большего счастья для рыболова, чем поймать эту сильную рыбу. Потому-то ловля сазана полна ювелирной тонкости, во многом зависит от личных качеств спортсмена, его выдержки, хладнокровия и умения в совершенстве владеть снастью. Потому ловля сазана является высшим мастерством ужения рыбы. Это страсть, искусство, удовольствие...
Среди речных долгожителей сазая занимает далеко не последнее место и, благодаря своей всеядности, быстрому увеличению привеса, в спортивном рыболовстве занимает «тяжеловесную» категорию, достигая двух-трех десятков килограммов.
Л. П. Сабанеев сообщает, что в реке Воронеж был пойман сазан-гигант: 4 пуда 10 фунтов. А «пудовые и полупудовые сазаны,— пишет далее автор,— встречаются у нас во многих больших и малых реках... и не составляют диковинки». Вообще Сабанеев частенько упоминает реку Воронеж, когда речь заходит о такой солидной рыбе, как сазан или сом. С большим увлечением читаешь эти страницы, написанные с огромным знанием дела.
Но мелеют реки, исчезают сазаны, й вместе с ними и са-занятники. На Дону, в станице Вешенской остался один специалист по ловле сазанов. Это М. А. Шолохов. И как говорит сам Михаил Александрович, сазана может поймать только усидчивый человек: портной, сапожник и... писатель.